$ 524.32 € 609.05 ₽ 6.52

Продажи автомобилей в Европе вновь растут. Но каких именно?

Редакция
07 ноября 2025 10:19 53
Продажи автомобилей в Европе вновь растут. Но каких именно? Автор фото: Daisuke Ichikawa/AP Photo/picture alliance

После нестабильного старта 2025 года автомобильный рынок Европы демонстрирует признаки оживления. Если в первой половине года продажи то росли, то снижались, формируя в целом нисходящий тренд, то к осени ситуация заметно изменилась. Согласно свежим данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), третий квартал стал первым периодом за долгое время, когда рост наблюдался три месяца подряд — в июле, августе и сентябре.

Рынок выходит на положительную траекторию

Особенно впечатляющим оказался сентябрь: продажи легковых автомобилей в ЕС выросли на 10% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, а крупнейшие рынки региона — Германия и Великобритания — прибавили 13% и 14% соответственно.

По итогам девяти месяцев года совокупные продажи превысили 8 миллионов автомобилей, что означает незначительный, но всё же положительный рост менее чем на 1%. В сентябре автопроизводители реализовали почти 0,9 млн машин против 0,8 млн годом ранее.

Электромобили становятся двигателем роста

Главным фактором восстановления стала активизация сегмента электромобилей. На рынок вышли новые, более доступные модели — Skoda Elroq и Renault R5, — которые оказались востребованы у покупателей. Именно этот шаг помог компаниям не только выполнить ужесточившиеся требования ЕС по выбросам, но и вернуть интерес потребителей.

Продажи машин с традиционными двигателями продолжают снижаться: бензиновые автомобили потеряли 7,8%, дизельные — 14,3%. Зато спрос на электрифицированные модели растёт стремительно:

  • электромобили — +20%,

  • подключаемые гибриды — +65,4%,

  • гибриды без внешней зарядки — +15,9%.

Теперь на эти категории приходится почти две трети всех продаж в Европе — год назад их доля не достигала и 60%.

Цены приближаются к ожиданиям покупателей

По данным Еврокомиссии, средний европейский потребитель готов заплатить за электромобиль около 20 тысяч евро, однако реальная средняя цена всё ещё превышает 45 тысяч. Новые модели вроде Renault R5 (менее 30 тыс. евро) и Skoda Elroq (чуть больше 30 тыс.) приближают рынок к психологически комфортному уровню стоимости.

Лидеры и новички: кто зарабатывает на росте

Среди европейских брендов рост зафиксирован у всех ведущих производителей. В сентябре продажи Volkswagen Group увеличились на 9,7%, Stellantis — на 11,5%, Renault — на 15,2%.

Но самым динамичным игроком рынка стал вовсе не европейский концерн. Китайская компания BYD наращивает присутствие в ЕС рекордными темпами: за сентябрь продажи выросли втрое — до 13,2 тысячи автомобилей. Хотя абсолютные цифры всё ещё невелики (для сравнения, Volkswagen продал 317 тысяч машин), темпы роста впечатляют.

За год доля BYD на европейском рынке увеличилась с 0,4% до 1,5%. Более того, на крупнейших рынках — в Великобритании и Германии — китайский бренд уже вплотную приблизился к Tesla, а на британском рынке даже обошёл её.

По словам исполнительного вице-президента BYD Стеллы Ли, компания планирует к концу года открыть более тысячи шоурумов в 32 странах Европы.

Китайские гибриды и локализация производства

Чтобы компенсировать влияние высоких европейских пошлин (до 45% на электрокары из Китая), BYD делает ставку на гибридные модели, которые не подпадают под тарифные ограничения. При этом даже чисто электрические версии остаются заметно дешевле европейских аналогов: например, BYD Dolphin Surf стоит около 20 тысяч евро — как раз столько, сколько готов заплатить средний европеец.

Сейчас в европейской линейке BYD представлено 13 моделей против шести двумя годами ранее. Компания заявляет, что к 2028 году планирует перенести производство всех машин для Европы непосредственно на континент — шаг, который позволит ей снизить издержки и конкурировать на равных с местными автогигантами.

«Китайские бренды уже закрепились в сегменте гибридов и теперь активно расширяют присутствие в электрических моделях. Потенциал их роста в Европе пока далёк от исчерпания», — отмечает аналитик Dataforce Юлиан Лицингер.

Перспективы

Осенний подъем может стать сигналом выхода европейского авторынка из затяжной стагнации. Однако эксперты предупреждают: дальнейшая динамика будет зависеть от способности автопроизводителей удерживать цены на электромобили в доступных пределах и от того, как быстро инфраструктура зарядных станций будет догонять спрос.

Последние новости